пятница, 16 марта 2012 г.

Человек - это изнанка неба.


 Начало года ознаменовалось для пермской арт-группы "КУБ" бурной выставочной деятельностью: одна за другой прошли их выставки в Пермской арт-резиденции, Галерее 25'17 и вот вчера (15 марта 2012) в Центральном выставочном зале открылся самый масштабный проект - "Антропология. Поиски Грааля".
 Заранее оговорюсь, эта выставка наиболее сложная для восприятия и понимания. После "Крем-брюле" в галерее 25'17 (21.02.2012 - 20.03.2012) появилось ощущение, что меня из старшей группы детского сада сразу же перевели в университет: баловство закончилось и начались мучительные поиски смысла бытия. А "Антропология. Эпизод 4", проходившая в рамках открытия арт-резиденции, была только генеральной репетицией к "Антропологии" в ЦВЗ.


Выставка довольно велика по площади (занимает три зала), но, несмотря на это, существует как единый организм: благодаря художникам обладает неповторимыми чертами внешности и беседует со зрителями на языке документальных фильмов и звуков природы, фраз, встороенных в живописные полотна.
 Красной нитью сквозь всю экспозицию проходят несколько ключевых символов.
Чаша (Чаша Грааля) как источник сокровенного знания, необходимого для духовного преобразования.
Зерно - символ заложенных природой потенциальных возможностей, символ истины и "хлеба насущного".
Буратиноподобное существо - физическое тело, материальная оболочка, которой необходимо наполниться изнутри, чтобы превратиться в Человека.

 Кроме того, цельность экспозиции и единомыслие авторов подчеркивают дублирующие друг друга работы (например, давно полюбившееся зрителям "Возвращение" - печальный марш зооантропоморфных фантастических существ, постепенно погружающихся в рутину повседневности). Скульптура и живописное полотно несут одну и ту же смысловую нагрузку, воспроизведенную в разных техниках. Наблюдая подобный ансамбль, отчетливо ощущаешь на себе явление синергии, когда совокупность нескольких объектов дает не простую арифметическую сумму, а усиливает эффект в разы.

 Неизгладимое впечатление производит средний зал - ядро выставки - инсталляция "Зерна". Монументальная скульптурная композиция, в сердце которой фигура младенца, держащего в руках фосфоресцирующее Зерно. Для меня именно это зерно стало фокусом всей экспозиции, центральной точкой, от которой невозможно оторвать взгляд, пульсирующим энергетическим источником, куда хочется возвращаться снова и снова.

Рассматривая скульптуру Айдара Ахатова "Троица" мне в голову пришла шальная мысль сосчитать суммарный возраст членов арт-группы. По моим подсчетам получилось 105 лет.  Как мне кажется, мудрость, которую несет "Антропология" соответствует как раз этому возрасту. 

 Как оказалось, я буквально прочитала мысли кураторов выставки Натальи Седуновой и Марины Фельдблюм. Они сошлись в том, что художники, входящие в арт-группу, очень молоды и не похожи, но сумели настолько притереться к друг другу в творческом процессе и так найти точки соприкосновения в "препарировании жизни", что их философия предстала перед аудиторией как взгляд умудренного опытом старца.

 Как итог: выставка понравилась, оправдала и даже где-то превзошла мои ожидания, но это не тот случай, когда покидаешь мероприятие с восторгами и бурлящей кровью. Меня она погрузила в состояние некоторой задумчивости и рефлексии. Осознание приходило медленно и нелегко. Некоторые вопросы так и остались без ответа, поэтому скорее всего я еще буду туда возвращаться.









Фотоотчет у Дмитрия Андреева

Комментариев нет:

Отправить комментарий